|
|
|
Воздушное лазерное сканирование — это технология высокочастотного облучения лазерным излучателем земной поверхности, включая надземные объекты с воздушного судна и получением координат лазерных точек на основе разницы во времени от излучения до принятия отраженного луча. ВЛС лежит в основе получения трехмерных моделей рельефа и поверхности.
|
|
|
Воздушное лазерное сканирование и аэрофотосъемка, работая в тандеме, выдают огромный спектр материалов для анализа и дешифрирования. Материалы аэрофотосъемки в данном случае выступают детальными текстурами и дешифровочными материалами к подложке, представленной воздушным лазерным сканированием, которое в свою очередь является точным результатом измерений, где помимо формы легко определяются размеры и параметры объектов, в том числе труднодоступных, например, вертикальных стен скальных выступов, горных массивов и карьеров добычи полезных ископаемых, а при использовании некоторых моделей лазерных сканеров – ещё и поверхности дна русел рек, водоемов и прибрежных морских акваторий. |
Воздушное лазерное сканирование (LIDAR) — это система дистанционного зондирования, изначально разработанная для картографирования земной поверхности, которая позволяет строить точные трехмерные модели рельефа местности и древостоев.
Воздущный лазерный сканер (LIDAR) признан превосходным инструментом для картографирования растительного покрова, благодаря возможности лазерного луча частично отражаться от полога леса, а частично проникать до уровня земли. Это позволяет эффективно произвести измерения высоты и густоты растительности. За годы разработки и усовершенствования лидар и технологии первичной обработки данных стали надежными и действующими инструментами.
Воздушное лазерное сканирование или лазерная локация является сегодня одним из самых точных и эффективных и методов сбора пространственных данных для крупномасштабного картографирования.
Использование современных систем воздушного лазерного сканирования позволяет значительно сократить трудозатраты, затраты материальных ресурсов, сроки проведения полевых топографических и повысить качество выпускаемой продукции по сравнению с традиционной топографической съемкой в несколько раз. |
|
|
Особенности воздушного лазерного сканирования:
- высокая плотность точек на 1 кв. м. местности в зависимости от детализации от 4 до 20;
- высокая точность итоговой модели в плане до 10 см и 5 см по высоте;
- детализация в купе с аэрофотосъемкой может составлять до 5 см на пиксель;
- высокая скорость получения результатов может составлять до нескольких дней после проведения лазерного сканирования;
- рентабельность топографического плана по результатам воздушного лазерного сканирования начинается уже от 200 га.
ПРОВЕДЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ:
Комплекс воздушного лазерного сканирования полностью автоматический. Интерфейс интегрирован с навигационной системой, что обеспечивает полную автоматизацию, но с возможностью внесения изменений как «до», так и во время выполнения лазерного сканирования. Включение комплекса, находящегося в спящем режиме производится автоматически при достижении объекта лазерного сканирования за счет наличия встроенного выносного модуля навигации GPS/ Глонасс и магнитного компаса. Роль оператора фактически сводится к коррекции возможных возникающих негативных ситуаций, что практически мало вероятно, либо в корректировке направления маршрутов при покрытии площадного объекта при изменении направления ветра. В этой связи при выполнении воздушного лазерного сканирования с борта небольшого летательного аппарата, например, автожира, оператором может являться одновременно и пилот.
После выполнения воздушного лазерного сканирования отключение комплекса лазерного сканирования и аэрофотосъемки производится автоматически.
При наличии модуля дальней обратной связи LRS на борту воздушного судна контроль может производиться оператором и с земли в радиусе до 70 км. За счет такого модуля производится полный контроль за функционирование комплекса воздушного лазерного сканирования и получением картинки с борта воздушного судна в режиме реального времени по видеоканалу. Чаще всего такие модули работают на частотах 433Мгц и 900Мгц.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
высота полета* |
500-1500 м | ВЫХОДНАЯ ПРОДУКЦИЯ:
- цифровые модели местности и сложных инженерных объектов,
- цифровые модели рельефа,
- ортофотопланы,
- топографические планы всего масштабного ряда начиная от 1:500 и мельче. |
точность получаемых координат |
5-10 см |
точность высоты поверхности |
5-15 см |
ширина полосы захвата |
90-120 % |
плотность точек на 1 кв.м. |
до 10 |
*высота лазерного сканирования может быть выше
ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ:
- Высокая производительность – до 1000 кв. км. за рабочий день.
- Фиксация интенсивности отраженного сигнала (возможность работы в ночное время).
- Фиксация до 4 отражений от одного зондирующего импульса (возможность разделения кроны деревьев и поверхности земли).
- Совместимость с цифровыми аэрофотоаппаратами и другими авиационными датчиками изображений.
- Возможность использования приемников GPS и GPS/ГЛОНАСС различных производителей.
- Наличие согласованной схемы установки на отечественные летательные аппараты.
- Адаптация к российским условиям.
- Экономическая эффективность использования в тех условиях, когда применение других методов крайне затруднительно, невозможно или ограничено сезонными факторами (безориентирная местность, сплошная листва, очень «плоский» рельеф и т.д.). |
|
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ:
• инвентаризация земельно-имущественного комплекса
• планирование городской застройки
• инспекция линий электропередач
• строительство и реконструкция автомобильных и железных дорог
• управление лесными ресурсами
• управление сельским хозяйством и земельными ресурсами
• земельный кадастр
• экологический мониторинг
• мониторинг чрезвычайных ситуаций
• создание и мониторинг цифровых моделей промысловых объектов;
• контроль строительства;
• корректирование проекта в процессе строительства;
• оптимальное планирование и контроль перемещения, установки и удаления крупных частей сооружений или оборудования;
• монтажные работы, калибровка;
• исполнительная съемка в процессе строительства и после его окончания;
• мониторинг состояния объекта при эксплуатации;
• создание цифровых моделей сложных технологических объектов и узлов для реконструкции. |
Технология воздушного лазерного сканирования позволяет не только произвести быстрое сканирование поверхности объекта, но и выдавать «отклонения» от нормы.
Уникальные возможности технологии воздушного лазерного сканирования позволяют получить:
- истинный рельеф поверхности земли (даже под кронами деревьев в лесу) без потери точности;
- местоположение и форму объектов сложной структуры, например, технологических площадок и трубопроводов, зданий и сооружений и т.п., и их «отклонение» от нормы;
- топографические планы и карты в безориентирной местности (тундра, полностью заснеженные территории, пустыни, песчаные пляжи) , с точностью и детальностью, недостижимыми любыми другими методами.
Воздушное лазерное сканирование может выступать как самостоятельный инструмент изысканий, так и в комплексе с другими работами – аэрофотосъемка, топосъемка, маркшейдерские работы и т.д.
Бесспорным является тот факт, что цифровые технологии - основа будущей геодезии. Данные аэрофотосъемки и воздушное лазерное сканирование предоставляют исследователю гораздо больший ассортимент данных нежели другие методы, в частности инструментальная наземная съемка. Уже не только специалисты, но и обыватели отвечают их громадное преимущество в вычленении рельефа и получении 3D модели рельефа - ЦМР при наличии густой растительности и плотной застройке. Использование специализированных лазеров позволяет проводить воздушное лазерное сканирование суши в купе с дном водоемов, а это является основой для создания подробных топографических карт, ортофотопланов и текстурированных планов местности.
Этот метод наиболее выгоден, так как при минимальных финансовых и временных затратах достигается высокая производительность полевых работ при выполнении инженерных изысканий.
Воздушное лазерное сканирование проводится с высоты 500-5000 м. От высоты съемки зависит его точность. Средняя точность воздушного лазерного сканирования составляет 15 см в плане и по высоте, максимальная - до 5 см. |
|